Ещё два года назад в Минске все срубленные для праздников деревья отправлялись на полигон, часть – горожане сжигали на дачах. И никто не думал, что оба этих действия далеко не так безобидны, как может показаться на первый взгляд. А вот правильное обращение с ёлками ‒ это не только безопасно, но и полезно для окружающей среды.
Каждый год увеличивается объём отходов, которые попадают на полигоны, стремительно сокращая там свободное место.
‒ Подумайте сами: ели ‒ это не пакет с мусором. Это как раз объёмные отходы, которые нужно собирать и перерабатывать отдельно, ‒ рассказывает начальник отдела продаж и маркетинга группы компаний «РЕМОНДИС» Александр Логутёнок.
Однако самое важное, по словам собеседника, даже не то, что переработка срубленных деревьев сокращает объём захораниваемых отходов.
‒ Из елей получают ценное сырьё – компост. Так, одна тонна деревьев превращается примерно в 500‒600 килограммов полезного органического удобрения. Поэтому два года назад мы задумались о том, что пришло время перенимать прогрессивный европейский опыт и организовать сбор и переработку елей в Минске, ‒ говорит он. В 2020-м году транспортом «РЕМОНДИС» было вывезено более пяти тысяч выброшенных деревьев, что составило 38,8 тонны. Количество вывезенных елей в наступившем 2021 году увеличилось вдвое, потому что люди активнее подключились и начали сдавать новогодних красавиц.
«РЕМОНДИС Минск» обслуживает около тысячи точек сбора ёлок в местах, установленных администрациями Московского, Октябрьского и Фрунзенского районов столицы. В оставшихся шести районах вывозом ёлок занимается второй оператор ‒ «Спецкоммунавтотранс». Дни акций заранее анонсируются в социальных сетях, а также на сайтах администраций районов или через средства массовой информации. Это централизованный сбор, когда предприятия специально выделяют работников и транспорт. В другие дни работа тоже идёт, но в меньшем объёме.
‒ Жители города должны доставить новогодние ели к месту сбора за день до начала акций. Важно, чтобы деревья были без мишуры и ёлочных украшений. Не нужно связывать ветки дерева или заворачивать его в скотч, помещать в пакеты, ‒ объясняет Александр Логутёнок.
Чем быстрее работники организации заберут крупногабаритные отходы с контейнерных площадок, тем меньше вероятность их захламления.
Как именно ёлки превращаются в компост показывает начальник участка по переработке отходов «РЕМОНДИС» Геннадий Лавренчик. Он обращает внимание, что вся производственная зона разделена на две площадки.
На первой перерабатывают минеральные отходы, в частности строительные крупногабаритные отходы. Они приходят сюда как в чистом виде, так и в смешанном. На выходе получается два продукта: вторичный щебень и минеральная смесь, которые используются для строительства и подсыпания дорог.
А вот на втором участке происходит переработка органических отходов растительного происхождения: древесины, травы, листвы, овощей и фруктов, просроченных и утративших свои потребительские свойства. Сюда же свозят и использованные новогодние ели. И здесь из этого сырья получают топливную щепу для работы котельных и компост.
‒ Сейчас активно идёт обрезка деревьев, с осени собрано много листвы. Вместе с новогодними елями всё это поступает в зону сбора растительных отходов, которые идут на производство органического компоста, ‒ поясняет Геннадий Лавренчик. ‒ Здесь они очищаются от примесей и отправляются на процесс дробления.
После этого дробленная масса закладывается в бурты, расположенные рядами. В них компостирование осуществляется аэробным способом при температуре 60‒80 градусов по Цельсию. Длится процесс примерно от трёх до пяти месяцев ‒ всё зависит от условий окружающей среды.
Откомпостированный бурт отсеивается, а новый перекладывается на его место. Идёт непрерывный технологический процесс, заключительной стадией которого становится просеивание сырья и разделение его на фракции, после чего одна часть ‒ уже готовый продукт ‒ отправляется на склад, а вторая часть, в которой ещё идёт процесс ‒ на повторное компостирование.
‒ Объём полученного компоста зависит от входящего сырья и в среднем составляет от четырёх до шести тысяч тонн в год. Продукция имеет все необходимые документы, протоколы испытаний. Всё это позволяет удобрение использовать, ‒ рассказывает Геннадий Лавренчик.
Сфера использования органического компоста ‒ сельское хозяйство, садоводство, цветоводство. Удобрение позволяет повышать плодородие почвы и урожайность.
Уже в начале прошлой весны в организацию начали поступать заявки на приобретение производимого продукта.
‒ Заказывают компост как юридические, так и физические лица, тем более, что рядом с участком много дач и садовых товариществ. Можем загрузить любой объём, потому как на площадке есть весовая. Стоимость продукта ‒ 10 рублей за тонну, ‒ говорят на предприятии.
По оценкам экспертов, только за один год в Минске после новогодних праздников остаётся примерно 30‒50 тысяч елей, которые можно было бы отправить на производство компоста. Это более рациональный способ справиться с остатками деревьев, чем просто отправка на полигон.
Источник: ЦЭР